Безусловно, многие процессы пришлось перестроить, особенно в части логистики и платежей. Разобрались в актуальных механизмах и поделились своим опытом работы в новых условиях представители российских и зарубежных маркетплейсов, сервисных компаний в области интернет-торговли, логистики и платежных сервисов, а также непосредственно экспортеры на панельной дискуссии «Электронная торговля 2.0: маркетплейсы, платежи, логистика, экспорт», которая состоялась 21 октября на полях Международного экспортного форума «Сделано в России» в Москве.
Модератором сессии выступил директор по развитию электронной торговли Российского экспортного центра Алексей Мурзенок.
«Российский бизнес в очередной раз показал свою гибкость и адаптивность к новым условиям. За короткое время были выстроены новые модели работы, чтобы российская продукция оставалась доступной для иностранного потребителя, приобретающего товары на привычных для себя маркетплейсах. Российский экспортный центр, в свою очередь, помогает российским экспортерам найти партнеров для перестройки модели работы на глобальных площадках, выйти на новые рынки в целях переориентации товаропотоков и создать новые каналы сбыта в условиях сокращения традиционных», – отметил Алексей Мурзенок.
О возможностях экспорта через инфраструктуру Alibaba Group рассказала в своем видеообращении к участникам сессии Саммер Гао, руководитель проекта по экспорту в Китай направления глобальных продаж Alibaba.com.
Также в рамках сессии поговорили про трансформацию моделей продаж российских товаров на глобальных розничных площадках, таких как Etsy и Amazon, как преодолеть сложности в работе с иностранными партнерами и как продавать через сервисного партнера. Об этом рассказали представители Boxberry – CEO/руководитель международного направления BXB by Boxberry Марат Артуганов и руководитель экспортного направления Дарья Ильина.
Работу российских площадок на экспорт обсудили с заместителем управляющего директора OZON Владимиром Гончаревичем. Он поделился опытом продвижения площадки на зарубежных рынках и рассказал о том, куда можно экспортировать через «домашние» маркетплейсы.
Вопросы экспортной логистики осветили в дискуссии с Павлом Медниковым, руководителем бизнеса «Экспорт» АО «Почта России», ключевого логистического партнера российского экспортера. Участники сессии узнали, какие специальные предложения и меры поддержки подготовила Почта для своих корпоративных клиентов, осуществляющих поставки на экспорт, а также какие направления почтового экспорта сегодня доступны. Дискуссию поддержала Наталья Белокопытова, менеджер по развитию бизнеса DHL Express, рассказав про планы развития на российском рынке одного из наиболее востребованных в России экспресс-перевозчиков.
Особое внимание участники сессии уделили вопросу платежей. В частности, руководитель отдела продаж компании ROBOKASSA Степан Салибекян рассказал о том, как российские продавцы могут принимать платежи от иностранных покупателей через сервис Robokassa.
Как предлагаемые решения применяются на практике и как российские предприниматели реализовывали проекты по онлайн-экспорту в 2022 году, удалось узнать «из первых уст» - от самих экспортеров. Со-основатели компании Sokol Workshop Евгений Сокол и Елизавета Радзивилл поделились опытом запуска продаж на Etsy в 2022 году при поддержке Российского экспортного центра. О запуске продаж на турецком маркетплейсе Trendyol от идеи и открытия собственной компании в Турции до получения разрешений на продажу и активации листингов рассказала директор по экспорту компании «Тенториум» Юлия Акулова.
Чтобы получить поддержку РЭЦ, подобрать услуги сервисных партнеров, а также подать заявку на господдержку для выхода на экспорт по каналам интернет-торговли и повторить, а, может быть, и превзойти успех экспортеров, принявших участие в сессии, российские предприниматели могут воспользоваться возможностями цифровой платформы «Мой экспорт» и сделать необходимый «шаг 0» – пройти «Подбор маркетплейсов» и начать свой путь в онлайн-экспорте.